Автоперевозки на конкурентном рынке

Опубликована 10 декабря 2009, 15:58

Автоперевозки на Уральском рынке становятся высоко конкурентной отраслью. В докризисный период, индекс, характеризующий автоперевозки возрастал на фоне снижения индекса железнодорожных. Сегодня – двухкратное сжатие рынка. См. диаграммы 1 и 2 к тексту.

Процесс сжатия рынка неизбежно сопровождается его поляризацией. В данном случае, с одной стороны крупные и средние транспортные компании с разветвленной инфраструктурой, имиджем и бременем накладных расходов, с другой – ИП, без брендов, но более мобильные в вопросах ценообразования на автоперевозки. Процесс перетекания объемов от первых к последним наметился уже 2008 году. На диаграмме 3 представлена структура грузоперевозок по классам предприятий в 2007 году. На диаграмме 4 – в 2008.

Если в официальные статистические данные внести поправку на так называемых теневых игроков и принять во внимание распределение транспортных средств по форме собственности, то можно сделать заключение о том, что соотношение «большие – маленькие» близко к  паритету.

Но собственно речь не о соотношении калибра субъектов отрасли, хотя если таким же образом структурировать европейские транспортные компании, то на долю крупных и средних придется порядка 15% , на долю мелких предприятий и индивидуальных предприятий придется порядка 85%.

 Сегодня лейтмотив этой отрасли – демпинг. Кто виноват, как долго он будет продолжаться и как это отразится на спокойствии грузоотправителей за качество предоставляемых автотранспортных услуг.

Безусловно, в первую очередь под удар попадают мелкие транспортные компании. Но на то они и маленькие, чтобы быть в первую очередь мобильными в принятии определенных бизнес-решений. Выжить хочется всем. Это закон эволюции.

Не последняя роль в этом вопросе отводится транзитным перевозчикам, у которых после сдачи груза в пункте назначения задача одна: не возвращаться порожняком. Пусть крюк, но не порожняк. Но  автоперевозки они таковы, что их сложножно подвести под «сухаревскую конвенцию». Система оплаты «туда-обратно», по всей видимости, доживает свои последние дни.

Особого внимания в этом плане заслуживают транспортные компании сопредельных государств, работающие на территории России в статусе «non grato». 

Логично ли вообще в условиях экономического спада ставить вопрос: Кто виноват?

Что касается величины тарифов на автоперевозки, то сегодня эта функция достигла своего экстремума. В этом едины аналитики рынка и для этого есть серьезные основания. Как с точки зрения общей экономической ситуации (см. статью «Грузоперевозки в ожидании неизвестности»), так и с точки зрения общих тенденций рынка, от части проиллюстрированных диаграммами 1 и 2. В последние два года грузы начали перебираться с железной дороги на дороги автомобильные. Следует учесть, что в среднесрочной перспективе,  РЖД, не замораживания своих инвестиционных программ, планирует дальнейшее планомерное повышение тарифов. Процесс перетекания будет продолжаться, правда не до бесконечности, так как перечень этих грузов не слишком велик, но тем не менее возрастет дальность, на которой автоперевозки успешно конкурируют с РЖД.

С рынка уйдут транспортные компании, которые по тем или иным причинам не выдержали натиска конкурентной борьбы, что само по себе не может являться положительным симптомом, но тем не менее.

В итоге набралась сумма факторов, позволяющих предполагать, что дальнейшего обвала цен на автоперевозки не будет и более того, существуют прогнозы их повышения до конца 2009 года.

Принимая во внимание изложенное выше, нельзя категорично заявлять, что резко ухудшится качество транспортных услуг, так как реноме участника рынка выходит в данной ситуации на первый план. Высококонкурентный рынок, являясь  саморегулируемой системой, в принципе не может спровоцировать процесс снижения качества предоставляемых услуг, а преценденты – они были, есть и будут.

Автоперевозки стабилизируются под воздействием внешних сетевых интеграторов, которые координируют взаимодействие перевозчиков и грузовладельцев.

Диаграммы к тексту

Диаграмма 1: Автоперевозки: индкс изменения объемов

Индекс изменения объема грузоперевозок автомобильным транспортом

Диаграмма 2. ЖД перевозки: индекс изменения объемов

Индекс изменения объема грузоперевозок железнодорожным транспортом

Диаграмма 3. Структура перевозок по класам предприятий в 2007 году

Структура грузоперевозок по класам предприятий в 2007 году

Диаграмма 4. Структура перевозок по классам предприятий в 2008 году

Структура грузоперевозок по классам предприятий в 2008 году

 

Urfotrans.ru

Публикация подготовлена с использованием материалов Росстата